2. Про рынки

Вернуться к оглавлению

Вообще, я довольно много путешествую, и всегда стараюсь заглянуть на рынок в каждом городе. Нигде больше нет такой весёлой конкуренции и борьбы за покупателя.

Продавцы знают, что можно зарабатывать больше двумя способами: либо чаще приводя покупателя к себе, либо продавая ему больше с каждой покупкой. Когда баба Маша с солениями говорит: «А вот попробуйте ещё чеснок, он очень вкусный» — это настоящая дополнительная продажа, как говорят в рознице — upsell. В продуктовых, например, классический upsell — это когда вы пришли в магазин со списком на 7 пунктов, а купили полную корзину, потому что вкусное и выгодное. Или просто так получилось. Или жалко было стоять очередь ради молока и шести булочек.

Так вот, если чеснок на рынке действительно окажется хорош и понравится вам, то после этого вы будете брать каждую субботу не одну только капусту. Постепенно баба Маша выяснит все ваши вкусы и к вашей же радости станет продавать вам и морковь, и чеснок, и баклажаны. За один приход вы станете покупать в два-три раза больше, чем обычно. Средний чек растёт, продавщица зарабатывает при том же количестве покупателей.

Плохой вариант этого же метода — положить на весы больше. Например, когда вы говорите: «Дайте грамм триста вот этой капусты за 100 рублей», вам взвешивают шмат и сообщают: «С вас 50 рублей». Или: «Чуть больше получилось, оставляем?». Только примерно каждый десятый скажет в этой ситуации: «Нееее, я же просил ровно триста грамм». В остальных случаях будет непрошенное увеличение чека, сиюминутно выгодное продавцу.

А ещё есть высший пилотаж. Это мой любимый приём на весах — обвешивание в плюс. Увидел я это впервые на ярмарке в Коломенском у продавца Алексея из Владимира. Он просто клал чуть больше, чем положено, но брал денег именно за столько, сколько попросил покупатель. Например, хотела бабушка те же 300 грамм капусты — он положил почти полкило, но взял за 300 грамм ровно. Бабушка тогда на весах это увидела, и начала протестовать. Алексей объяснил, что капуста мокрая, и пусть так будет чуть больше. На рынке была вторая точка с солениями. Естественно, она буквально за пару недель закрылась. Покупатели шли к Алексею.

Ещё вариация такой продажи — это когда кладётся немного больше. Чтобы на контрольных весах можно было поудивляться. Или так округляется цена, чтобы при подсчёте стало понятно, что вам скостили рубль-другой. Это чертовски приятно — и поэтому обсуждается пенсионерами на скамейках. А лучшей рекламы для продавца на ярмарке, наверное, нет.

Ещё меня всегда волновал вопрос, как же умудряются конкурировать люди с одинаковыми товарами вроде мёда. Потом я почти случайно узнал, что все точки (штук пять, наверное, на одном из рынков), работали от одного юрлица.

На востоке отдельная песня — это ценники (точнее, тот факт, что их не бывает, и цену надо узнавать у продавца). Просто представьте: сначала нужно поговорить о жизни, потом спросить про цены разных товаров, замешав туда нужный — чтобы продавец не понял, что вы точно хотите. Потом поторговаться немного за каждый и уже затем начать настоящую баталию с уходами и догоняниями за то, что вы и хотели. Однажды в Самарканде я торговался за тапочки минут двадцать — сначала за цену в местой валюте, потом за валюту оплаты, потом за курс рубля. Четыре раза я уходил из лавки, три раза меня догонял продавец, а на четвёртый — уже продавец и хозяин. Процесс доставлял удовольствие всем сторонам. После покупки хозяин позвал меня пить чай как дорогого гостя, потому что в туристической лавке обычно так не торгуются.

Так вот, известность информации о товаре и ценах создаёт ещё одну связку «покупатель-продавец». В том же Самарканде на рынке около полусотни продавцов лепёшек. Но каждый житель ходит к «своему», потому что уже знает, что и как. И отличает этот хлеб по нюансам вкусов, кстати, тоже.

Ещё бывает много всего весёлого — «подбивки», когда создаётся фальшивая очередь к товару; специальные демонстрационные крупные помидоры сверху мелких; два прилавка с ягодой — в первом она по 500, во втором через метр — по 300. Целая толпа покупает во втором и громко ругают соседа — и даже не знают, что это один общий владелец придумал такой метод.

В целом же, конечно, хорошие продавцы ориентируются на долгую игру — они понимают, что человек живёт рядом, и будет приходить долгие годы. И если улыбнуться, узнать его вкусы, тепло приветствовать каждый раз и делать чуть больше, чем человек ждёт — он будет приходить в одну и ту же лавку раз за разом.

Наш постоянный покупатеь Павел Полько дополнил:
Меня это подкупает и я хожу всегда к одному и тому же продавцу фруктов, который так делает. Покупаю фрукты на рынке. Например, виноград по 200 рублей за килограмм, продавец говорит: «Тебе посчитаю по 180», плюс яблоки по 100 рублей за килограмм, «тебе по 80» и так далее. Вот так по-мелочи, но это очень нравится... У всех одинаковые цены, получается именно небольшая скидка.

И, опять же, фрукты. Покупаю довольно-таки много фруктов, допустим рублей на 500 и больше. И после того как расплатился, продавец кладет в пакет в качестве подарка какую-нибудь мелочь. Например, один лимончик или мандарины пару штук, или бананы пару штук (то, что я не покупал). Это тоже подкупает.

Полина Евдокимова пишет:
«Во Владивостоке есть рынок, где большинство продавцов — китайцы (рынок на Спортивной). Есть там, в том числе, россыпь китайских кафешек и ресторанов, которые усиленно конкурируют друг с другом. Помимо того, что они приносят порции, которые с трудом помещаются на тарелку (что уже подкупает) и недорогих цен, при выходе они неизменно дают какой-нибудь небольшой подарок: горсть конфет, напиток в алюминиевой банке. В следующий раз, зайдя на рынок и подумав где бы перекусить, первым делом будет мысль „пойду туда же, порции хорошие, еще и подарок дают“. Хотя по факту там все кафешки дают подарок в довесок».


Добавить отзыв

Меня зовут:
Моя почта:
Отзыв:
Заполняя заявку, я лично принимаю решение о предоставлении своих персональных данных и даю согласие ООО "ОГОГО" на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе с целью приобретения товара. Подтверждаю, что моё согласие на обработку персональных данных дано конкретно, информированно и сознательно. Мною изучена Политика ООО «ОГОГО» в отношении обработки персональных данных, и я принимаю её условия.

Перезвоните мне

Мой кабинет

Восстановить пароль

Электронная почта

Мой город:

Пароль отправлен

Письмо с новым паролем отправлено на указанную почту

Спасибо!

Ваш комментарий отправлен

Спасибо!

Мы вам перезвоним

Отправляем ссылку на почту:

Моя почта:
Мы отправим только ссылку и ничего кроме ссылки

Ссылка отправлена

Письмо с ссылкой отправлено на указанную почту

Магазины в Ярославле